Памяти М.К. Тутушкиной посвящается

Выпуск № 65 Вестник БПА
ПАМЯТИ МАРИНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ ТУТУШКИНОЙ


статья опубликована в сборнике Санкт-Петербург в истории и культуре России 2012 года.
Артемьева, В.А. К истокам становления психологического образования в техническом вузе / В.А. Артемьева // Материалы Международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург в истории и культуре России» // под ред. И. Ю. Лапиной, – СПбГАСУ. – СПб., 2012., – 324 с., – с 4 – 11



В.А. Артемьева, канд. психол. наук, доцент
(Санкт-петербургский государственный архитектурно-строительный университет)

 

К ИСТОКАМ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Памяти
М.К. Тутушкиной
посвящается

 

Сегодня психологические знания чрезвычайно востребованы, в том числе и потому, что психология – путь к становлению и развитию культуры как каждого человека, так и общества в целом. В Государственных образовательных стандартах второго поколения появляется новая для технических вузов дисциплина «Психология и педагогика». Ведь в процессе подготовки профессионала важно не только формирование его специальных умений и навыков, но и его духовных, нравственных и культурных основ.

У истоков становления психологической культуры, психологического образования в технических вузах стоит Марина Константиновна Тутушкина – заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии психологических наук, вице-президент Балтийской педагогической академии.

В 1988 г. в Ленинградском, позже Санкт-Петербургском, архитектурно-строительном университете по ее инициативе была создана кафедра «практической психологии и инженерного творчества». Эта кафедра была первой психологической кафедрой в технических вузах тогда еще СССР.

Марина Константиновна родилась 16 августа 1932 г., в этом году ей исполнилось бы 80 лет...

В 1949 г. Марина Тутушкина поступила в Ленинградский государственный университет, училась на философском факультете на отделении психологии. Ее учителями стали выдающиеся психологи XX столетия: Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Н. А. Тих, А.А. Люблинская, А. В. Ярмоленко, Е. С. Кузьмин, А. А. Бодалев.

Марина Константиновна окончила университет с красным дипломом в 1954 г. В связи с отсутствием в те времена спроса на психологов, с 1956 г. работала в яслях районным педагогом-методистом. Но мечтала она работать в экспериментальной лаборатории. И этой мечте суждено было сбыться. Борис Федорович Ломов открыл первую в СССР лабораторию инженерной психологии и пригласил Марину Константиновну к себе на работу.

Собственно, практическая психология в нашей стране начала развиваться именно благодаря открытию Б.Ф. Ломовым экспериментальной лаборатории инженерной психологии, посвященной решению практических задач в психологии. В лаборатории собрались яркие, творческие индивидуальности: в совместных размышлениях, мозговых штурмах рождались новые интересные идеи, методические разработки. О высоком научном потенциале коллектива говорит тот факт, что из недр лаборатории Б.Ф. Ломова впоследствии выросло десять докторов психологических наук. Одним из этих докторов и была Марина Константиновна, которая выполнила под руководством Бориса Федоровича Ломова две диссертационные работы (кандидатскую и докторскую), посвященные проблеме кодирования знаковой информации.

В этой лаборатории Марина Константиновна занималась вопросами повышения надежности работы человека-оператора и оптимизации способов приема и переработки знаковой информации. М.К. Тутушкиной были проведены экспериментальные исследования процессов с позиций психологической теории знаков (семиотики); определены и сформулированы основные принципы психосемиотического подхода к анализу деятельности; разработаны критерии, принципы, методы оценки и построения знаковых систем [8]. Они были применены при разработке систем визуальной коммуникации Киевском институте технической эстетики. Кроме того, данные, полученные Мариной Константиновной, учитывались при разработке государственных стандартов России.

Рецензируя работы М.К. Тутушкиной, Борис Герасимович Ананьев впервые в 1965 г. предложил новое направление в психологии – психологическую семиотику науку о закономерностях создания и использования знаков и знаковых систем как средства познания и коммуникации. Психосемиотика, по мнению Б.Г. Ананьева, есть задача ближайшего будущего психологии, ее развитие должно ускорить прогресс психологической теории и ее научных методов исследования.

Психосемиотическое направление в современной практической психологии является перспективным и создает возможности нового исследовательского подхода к развитию индивидуального человека.

Педагогическую деятельность Марина Константиновна начала в ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина) в 1974 г. Переход на преподавательскую работу в техническом вузе привел к необходимости заниматься проблемами психологии высшей школы. И, прежде всего, изучением особенностей студентов технического вуза с помощью методов психологического исследования. На основе исследований М.К. Тутушкиной была разработана типология студентов:

- универсалы,
- теоретики,
- специалисты,
- практики,
- слабые.

Для каждого типа студентов был составлен психологический портрет [2, 5, 9], в который вошли характеристики развития интеллекта, черт характера, направленности личности, самооценки и взаимоотношений в группе. Сопоставление психологических данных с результатами практической деятельности студентов позволило определить преимущественную предрасположенность студентов к определенному виду инженерной деятельности. Теоретики и универсалы тяготеют к преподавательской и научной деятельности. Универсалы, практики и специалисты хотят быть организаторами производства. В группу риска попадают, главным образом, представители двух типов - теоретики и слабые. Первые не могут раскрыть свой творческий потенциал в данном вузе, слабые плохо адаптируются к вузу и не умеют раскрыть свои потенциальные возможности.

Очень важной проблемой психологии высшей школы является психологическая готовность к профессиональной деятельности, для становления которой важно развитие самосознания и формирование адекватного отношения к себе и своим профессиональным возможностям.

Изучение психологии высшей школы и преподавание психологии в техническом вузе привело Марину Константиновну к мысли о создании нового направления в психологии – практической психологии. Основой практической психологии можно считать комплексный подход к человеку Б.Г. Ананьева. В центре внимания этой науки должен стоять реальный, живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности и наполненный различными жизненными проблемами, которые необходимо решать. Практическая психология понимается как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью практического решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности. В центре внимания стоит человек с его неповторимой индивидуальностью.

Задача практической психологии - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти оптимальный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений. Практическая психология помогает формировать психологическую культуру, компетентность и умение представлять себя. Она состоит из четырех частей: психология индивидуальности, психология взаимоотношений и взаимодействия в группе, психология профессиональной и предпринимательской деятельности, психология личной и обыденной жизни [2, 3, 4, 5, 9].

Все свои усилия Марина Константиновна направила на решение проблем гуманизации и гуманитаризации технического образования, занималась актуальными вопросами психологии труда.

Она определила главное направление научной деятельности кафедры – проблема личностного и профессионального развития в образовании. Это направление базировалось на теории индивидуальности Б.Г. Ананьева, которая является ядром его психологической теории. «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» – писал Б.Г. Ананьев. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, способности, предпочтительная сфера деятельности. В структуре индивидуальности выделяются уровни: психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Системообразующим фактором в системе индивидуальности является самопознание человека, а выход система имеет в индивидуальном опыте человека: поведение, поступки, знания, умения и привычки. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и дейст­вующими как организаторы поведения «Я»[1, 2, 5].

Психический мир – это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, мир переживаний, отношений с другими людьми. Опираясь на такое представление о психическом мире человека, можно исследовать развитие индивидуальности и условия ее самореализации.

Под руководством Марины Константиновны кафедра практической психологии разработала программу комплексного научного исследования проблемы развития индивидуальности в процессе профессиональной подготовки. Все преподаватели и аспиранты кафедры принимали активное участие в реализации этой программы [9, 10]. Программа состояла из четырех разделов:

- развитие индивидуальности в процессе обучения в вузе,
- психосемиотический подход к индивидуальности,
- гуманизация технического образования,
разработка новых технологий обучения и воспитания индивидуальности.

Сегодня идеи Марины Константиновны продолжает программа непрерывной психологической подготовки студентов. Основными задачами такой подготовки являются: повышение психологической культуры, формирование профессионально-психологической компетентности и развитие навыков самопрезентации. Основной курс состоит, точнее сказать состоял (при переходе на двухуровневую систему обучения произошло много изменений) из двух частей:

1. «Психология индивидуальности». В эту часть включено написание студентами самостоятельной зачетной курсовой работы «Мой психологический портрет», в которой анализируются свойства своей индивидуальности на основе данных, полученных при бланковом и компьютерном тестировании, а также совместно с преподавателем намечают пути совершенствования и личностного роста.

2. «Психология взаимодействия в группе, социально-психологические основы управления организацией». В эту часть курса на практических занятиях вводятся элементы тренинга по общению и переговорам, а также деловые и ролевые игры, которые помогают найти свой стиль общения, взаимодействия, раскрыть новые грани своей индивидуальности.

Адресность и непрерывность психологической подготовки во многом обеспечивается и системой преподавания дисциплин по выбору студентов (ДВС). На базе кафедры созданы программы: «этика и психология делового общения», «средовая психология», «психология предпринимательства и основы экономической психологии», «психология творчества», «транспортная психология и психология безопасности». Осваивая подобные курсы, каждый студент имеет возможность более глубоко изучить понравившийся предмет, развить свой научный и творческий потенциал.

Однако нас ожидают принципиальные изменения в преподавании психологии. Например, со следующего учебного года курсовая работа «Мой психологический портрет» выведена из программы, что, на наш взгляд, существенно снизит качество психологической подготовки студентов.

Многолетняя практика показала, что самостоятельная работа над собственными результатами тестирования, анализ свойств индивидуальности позволяет студентам более осмысленно взглянуть на свой характер, по-новому увидеть некоторые проблемы в личной жизни, оценить себя в составе нового коллектива – учебной группы [10].

К сожалению, в современной высшей технической школе преподавание психологии отходит от решения культуртрегерских задач и сосредоточивается на профессиональных и практических задачах. При переходе на двухуровневую систему подготовки из ФГОСов для большинства технических специальностей «Психология» как базовая дисциплина оказалась исключенной. Но это не означает, что она перестала быть актуальной, поскольку главной целью современного образования становится формирование профессиональных компетенций, т.е. готовности использовать профессиональные знания, что, по сути, означает осознанность и очеловеченность этих знаний [1].

В связи с этим, особую значимость приобретает построение новой системы преподавания психологии в высшей школе, особенно технической. Кафедра практической психологии СПбГАСУ, продолжая развивать принципы заложенные Мариной Константиновной Тутушкиной – одной из основательниц классической петербургской психологической школы – работает над совершенствованием такой системы в рамках программы «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности».

Литература:

  1. Артемьева, В. А. Современные тенденции психологического образования в техническом вузе / В. А. Артемьева, Е. А. Соловьева // Сборник материалов Всероссийского научного форума с международным участием «Современные тенденции психологической науки и практики» / научный редактор Б.С. Алишев. - Казань: Отечество, 2011., – с 17 – 19
  2. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.: ЛИСИ, 1993.
  3. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М.К. Тутушкиной. М.: «Филинъ», 1996.
  4. Практическая психология: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Тутушкиной. М., СПб.: АСВ и «Дидактика плюс», 1997.
  5. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. М.: «Филинъ», 1997.
  6. Советы психолога менеджеру / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.: РАСУ, 1994.
  7. Современная практическая психология:Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / под ред М.К.Тутушкиной. – М. «Академия», 2005. – 432 с.
  8. Тутушкина М.К. Психосемиотика и развитие практической психологии: Сб. статей. М.: 1991.
  9. Тутушкина М.К. Практическая психология для руководителей. / М.К. Тутушкина, М.Ю. Ронгинский. СПб.: ЛИСИ, 1992.
  10. 10.Тутушкина М.К. Становление психологического образования в техническом вузе / М.К. Тутушкина, В.А. Артемьева // Вестник гражданских инженеров. 2005. № 1(2). С. 102–106.